Применение Рамки цифровой компетентности в образовании — базовые знания и возможности

Новости

Краткий конспект семинара «Применение Рамки цифровой компетентности в образовании — базовые знания и возможности», который прошел 29 мая в рамках программы «Беларусское образование на пути изменений» с участием:

  • Эллады Гукасовой, члена Коалиции по цифровым навыкам Беларусь;
  • Михаила Дорошевича, исполнительного директора исследовательского центра Baltic Internet Policy Initiative;
  • Николая Кванталиани, сооснователя Коалиции по цифровым навыкам Беларусь;
  • Натальи Искорцевой, директора частной школы Stembridge;
  • Аллы Лозицкой, директора cредней школы № 2 г. Столина г. Столина Брестской области, ментора дистанционных курсов «Активная оценка — новая стратегия обучения», «Медиаобразование в современной школе».

Еще несколько лет назад многим казалось, что мы живем в эффективно функционирующем цифровом мире: мы постепенно осваивали новые цифровые инструменты и переводили в онлайн все больше и больше профессиональных и личных задач. Педагоги включали в образовательный процесс элементы смешанного обучения, построенного на использовании цифрового контента и дистанционных образовательных технологий. Но обучение в условиях самоизоляции показало, что должного уровня цифровых навыков, необходимого для применения онлайн-обучения и дистанционных образовательных технологий у подавляющего большинства школьников нет, в то время как повсеместно используемые цифровые технологии предполагают наличие у учеников определенного уровня цифровой грамотности.

Цифровая грамотность — это наличие знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и интернет-ресурсов. В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции — способность решать широкий спектр задач, связанных с использованием ИКТ, а также способность к цифровому сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем. Цифровая грамотность включает в себя и цифровые навыки — устоявшиеся и доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и т.д.

Рамки цифровой компетентности

Уверенное критическое использование цифровых технологий является ключом к поддержанию продолжающегося образования (lifelong learning), активной гражданской позиции, трудоустройства и интеграции. Существует несколько Рамок цифровой компетентности, которые предоставляют инструменты для оценки уровня владения и развития цифровых навыков различных целевых групп. Рассмотрим три из них.

SELFIE — это инструмент, который помогает школам внедрять цифровые технологии в образовательный процесс, показывает, что в школах работает успешно, а что необходимо улучшить, а также помогает обозначить приоритеты. Подробнее о программе на русском языке.

DigCompEdu (The European Framework for the Digital Competence of Educators) — Рамка цифровой компетентности для педагогов, которая подробно описывает 22 компетенции в шести областях, делая акцент не на технических навыках, а на описание того, как цифровые технологии могут использоваться для улучшения и обновления процесса обучения. Подробнее о DigCompEdu.

DigComp (The European Digital Competence Framework for Citizens)

Рамка цифровой компетентности для граждан, в которой рассматриваются следующие компетенции:

  • информационная грамотность и грамотность в области данных;
  • коммуникация и сотрудничество;
  • создание цифрового контента;
  • безопасность;
  • решение проблем.

В последней версии Рамки есть пять основных параметров:

Параметр 1: области компетенций, определенные как части цифровой компетенции
Параметр 2: описания и названия компетенции, относящиеся к каждой области
Параметр 3: уровни квалификации для каждой компетенции
Параметр 4: знания, навыки и отношения, применимые к каждой компетенции
Параметр 5: примеры использования компетенций применительно к различным целям

Впервые DigComp была опубликована в 2013 году и описывала три основных уровня: базовый, средний и продвинутый. Текущая версия документа называется DigComp 2.1 и включает в себя восемь уровней квалификации для каждой компетенции — это способствует разработке материалов для обучения, а также помогает в разработке инструментов для оценки развития компетентности граждан, профориентации и продвижения по службе. 

DigComp 2.1 основана на применении понятия рамки квалификаций в сфере деятельности, которая существует в профессиональном образовании. Существование этой Рамки позволяет говорить об основаниях для введения компетентностного подхода в организацию занятий, что позволит оценить реальные навыки учеников. Конечно, отдельные уроки уже сейчас можно строить с применением компетентностного подхода, но это не закреплено в законодательной норме, что делает такую работу сложной. 

Рамка цифровой компетентности для граждан на русском и английском языках доступна по ссылке.

Исследование «Знания и умения использовать цифровые технологии» 

В мае-августе 2020 года Коалиция по цифровым навыкам провела исследование того, насколько хорошо беларусы и беларуски в возрасте 18-74 лет владеют цифровыми навыками, как часто используют их в работе и как оценивают качество программ обучения цифровым навыкам.

Большинство респондентов (59%) считают, что цифровые навыки необходимы в их работе, причем чем моложе респонденты, тем выше они оценивают значимость цифровых навыков. В то же время 17% опрошенных ответили, что их работа не требует специальных цифровых навыков.

К сожалению, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь за октябрь 2020 года, только 40% людей, находящихся на пенсии, используют интернет, и только 60% из них делают это на ежедневной основе. Это значит, что большое количество людей старшей возрастной группы не используют интернет и, соответственно, все преимущества и возможности, которые дают цифровые навыки.  

Если говорить о продолжающемся образовании, то результаты исследования показывают, что в 2020 году большая часть респондентов не проходила никакого обучения. 10% респондентов в последний раз получали новые знания и навыки в рамках организации, где они работают, 7% — в школе или университете. Что касается качества обучения, то респонденты оценивают уровень образовательных программ университетов как очень низкий, а самым эффективным называют самостоятельное обучение на платной основе и семинары общественных организаций. 

Если говорить об отдельных компетенциях в разрезе возраста, то у молодой аудитории навыки создания и редактирования цифрового контента намного выше, чем у представителей старшей возрастной группы. Но даже среди молодой аудитории только чуть больше половины респондентов обладают достаточными навыками в этой сфере. 

Интересно, что умение критически оценивать достоверность и надежность источников информации респонденты разных возрастов оценивают практически на одном уровне. Однако мы знаем, что зачастую не совсем достоверная информация или фактоиды могут оказывать серьезное влияние на определенные возрастные группы. Также важно обратить внимание на то, что с возрастом снижается умение контролировать защищенность персональных данных.  Подробные результаты исследования доступны по ссылке.

Цифровые технологии в школе

Участники и участницы семинара отметили, что сегодня ученики, умея пользоваться техникой и владея техническими приемами, испытывают трудности с написанием текстов, работой с содержанием и контекстом и устной коммуникацией. Это происходит во многом из-за того, что в школе мало внимания уделяется написанию сочинений и соблюдению политики академической честности, которая в том числе составляет основу цифровой грамотности.

Для решения этой проблемы важно увязать цифровые навыки и компетенции, которые являются составной частью функциональной грамотности человека, с другими компетенциями, а также развивать у учащихся все пять областей компетентности, о которых идет речь в DigComp 2.1. Безусловно, это возможно только в том случае, если сами педагоги владеют необходимыми цифровыми компетенциями. 

Согласно отчету «Digital Education at School in Europe», «Качество педагогики — единственный внутришкольный фактор, который имеет наивысшее влияние на учебные результаты учеников. Развитие цифровой компетентности учителей — критически важный компонент, если инвестиции в цифровые технологии будут расти и если образовательные системы хотят идти в ногу с потребностями 21-го века». 

Сегодня нет четких инструкций и стандартов того, как обучать цифровым навыкам педагогов, чтобы они в свою очередь могли обучать учеников. Поэтому школьному сообществу еще только предстоит выработать необходимые критерии и инструкции. Но благодаря DigComp 2.1 педагоги по крайней мере могут оценить уровень своих знаний и определить зоны роста.

В обеспечении функциональной грамотности педагогов возможны разные подходы, в том числе и подход, при котором педагоги могут обучаться некоторым навыкам параллельно с учениками или даже учиться у своих учеников. В этом отношении важно и полезно применять подход action learning. Сегодня из трансляторов знаний педагоги превращаются в навигаторов, которые создают возможности и ситуации, в которых происходит процесс обучения. В таких условиях в какой-то момент и может возникнуть ситуация партнерства, когда учитель может научиться чему-то конкретному у детей.

Цифровизация образования — очень противоречивый процесс, который невозможно остановить и на вызовы которого необходимо постоянно реагировать. Речь идет не только о внедрении цифровых технологий в образовательный процесс — меняются сознание, восприятие, мышление, способы освоения учебного материала и т.д. Поэтому педагогам приходится постоянно трансформировать свою педагогическую практику. 

С технической точки зрения все школы оснащены очень по-разному, и педагоги лишь в незначительной степени могут влиять на это. Но важно понимать, насколько эффективно используются те технические возможности, которые есть здесь и сейчас.  Некоторые учителя ждут идеальных условий, другие активно используют существующие возможности, в том числе возможность профессионального взаимообучения. Например, когда весной 2020 года с началом пандемии и переходом на дистанционное обучение возникла проблема с разработкой и адаптацией методик обучения, частная школа Stembridge записала ряд семинаров, которые помогали педагогам перестроить свою деятельность под потребности онлайн-обучения.   

В заключение участники и участницы семинара отметили, что для развития цифровой компетентности педагогов и учеников важно акцентировать внимание на преимуществах и целесообразности цифровизации, а также создавать благоприятную среду, где каждый педагог и ученик является самоценным и может в случае необходимости получить помощь и консультацию.

Оцените статью
Digital Skills Coalition Belarus