Глобальный отчет о компетенциях Coursera 2021

Новости

Ежегодно Coursera, ведущая в мире платформа онлайн-обучения, публикует Global Skills Index — отчет, который позволяет детально рассмотреть состояние различных навыков у людей по всему миру. В 2021 году Coursera представит серию из трех отчетов, первый из которых — Global Skills Report 2021 — касается тенденций, формирующих сферу переподготовки кадров в разных странах.

Для разработки текущего Global Skills Report сотрудники Coursera проанализировали информацию о более чем 77 миллионах зарегистрированных пользователей. Отчет охватывает сферы бизнеса, технологий и науки о данных, потому что именно эти области являются наиболее популярными среди пользователей и включают в себя навыки, наиболее важные для будущего работы.

Выводы в отчете основаны на данных платформы и исследованиях, проведенных с первого квартала 2020 г. по первый квартал 2021 г. Результаты отчета призваны помочь правительствам и руководителям в различных отраслях лучше понять последние тенденции в области профессиональных навыков и их связь с экономической устойчивостью и ростом. 

Новая экономика и профессиональная переподготовка

Пандемия оказала сильное влияние на мировую экономику и создала условия, в которых миллионы людей могут оказаться не готовыми к цифровому будущему. В 2020 году пандемия привела к потерям, эквивалентным 255 миллионам рабочих мест с полной занятостью и 3,7 триллионам долларов дохода — это самая серьезная рецессия со времен Великой депрессии 1930-х годов. Многие из этих рабочих мест никогда не будут восстановлены.

Масштаб этой проблемы показывает, что сейчас, возможно, больше, чем когда-либо, политикам необходимо глубокое понимание навыков, которые обеспечивают устойчивую занятость и экономический рост.

Во время пандемии мир увидел резкий контраст между массовой потерей рабочих мест в сильно пострадавших секторах, таких как туризм, розничная торговля и строительство, и ростом рабочих мест в сфере технологий и финансов. Недавнее исследование восьми крупных экономик мира показало, что более 100 миллионов работников — примерно каждый 16-й — должны будут найти новую профессию к 2030 году. Это на 12% больше, чем прогнозировалось до пандемии для всего мира, и на 25% больше для стран с развитой экономикой.

Влияние пандемии и растущая автоматизация труда непропорционально сильно сказались на женщинах, которые страдают от потери работы чаще, чем мужчины. В глобальном масштабе общая потеря занятости для женщин в 2020 году составила 5% (3,9% у мужчин). Если не предпринять никаких действий для устранения этого гендерного разрыва, в 2030 году рост мирового ВВП может быть на 1 триллион долларов ниже, чем если бы уровень безработица среди женщин был таким же, как среди мужчин.

Женщины продолжают искать новые возможности развития и профессиональной переподготовки и их доля среди слушателей курсов растет беспрецедентными темпами. Доля женщин, обучающихся на курсах STEM, выросла с 31% в 2018–2019 годах до 38% в 2020 году. В целом за тот же период число женщин, обучающихся на курсах, увеличилось с 38% до 45%. Гибкость самостоятельного обучения вселяет надежду, что эта тенденция сохранится в долгосрочной перспективе.

Сохраняется также и цифровой разрыв — доступ к Интернету остается очень ограниченным для многих людей по всему миру. Согласно исследованию 2019 года, уровень проникновения Интернета в развитых странах составляет 87%, но только 47% в развивающихся и 19% — в наименее развитых странах. Доступ к Интернету коррелирует с уровнем владения навыками на Coursera (0,51).

Неравный доступ к Интернету повлек за собой неравный доступ к образованию и развитию навыков — в то время, когда новые знания и навыки необходимы как никогда раньше. Из-за увеличения показателей отсева и прерывания учебы текущее поколение студентов может потерять около 10 триллионов долларов дохода, или почти 10% мирового ВВП. В разгар карантина COVID-19 более 160 стран ввели обязательное закрытие школ в той или иной форме для не менее 1,5 миллиардов учащихся.

Как инвестиции в навыки повлияют на будущее

Сотрудники Coursera считают, что текущая ситуация представляет уникальную возможность для построения более инклюзивных, современных и масштабируемых систем образования. Переподготовка миллионов рабочих, пострадавших от пандемии и автоматизации, означает, что сейчас, как никогда, миру нужны инновационные решения по переподготовке сотрудников предприятий частного и государственного секторов. Для рабочих, правительств и экономик будущий рост напрямую зависит от навыков.

В ближайшие годы правительства проинвестируют крупнейшие из когда-либо существовавших программ переподготовки кадров. Например, платформа Всемирного экономического форума к 2030 году планирует обеспечить 1 миллиард человек более качественным образованием, навыками и рабочими местами. Такие частно-государственные партнерства не только обладают потенциалом для улучшения условий жизни людей, но и имеют потенциал для улучшения местных экономик, так как общества постепенно переходят к более цифровому и устойчивому будущему.

Инвестиции в профессиональные навыки могут способствовать повышению конкурентоспособности, инноваций и справедливости. Несмотря на то, что не существует универсальной модели для стимулирования экономического роста с помощью навыков, а спрос на конкретные навыки во многом зависит от местных условий, в странах с высоким уровнем навыков наблюдается множество положительных результатов: 

  • лучшие характеристики в Глобальном индексе инноваций (корреляция 0,73)
  • большая доля экономически активного населения (корреляция 0,43)
  • снижение концентрации богатства у 10% самых богатых людей (корреляция -0,64)
  • увеличение объемов производства.

Навыки будут играть решающую роль в том, чтобы помочь работникам идти в ногу с ускоряющейся цифровой трансформацией, вызванной пандемией. Инвестиции в профессиональные навыки также могут иметь волновое влияние на то, как правительства решают такие неизбежные проблемы, как изменение климата. Сегодня 1,2 миллиарда рабочих мест напрямую зависят от эффективного управления здоровой окружающей средой, а к 2030 году во всем мире может быть создано 24 миллиона новых рабочих мест, если будут приняты меры по продвижению более зеленой экономики. 

Исследования Coursera показывают, что постепенно основные навыки, необходимые для того, чтобы получить стартовые позиции в различных сферах, становятся более доступными, чем принято думать. Необходимые навыки цифровой экономики осваиваются за часы, а не годы онлайн-обучения. Учащийся может развить основные технические навыки в продажах всего за 38 часов или получить навыки аналитики данных за 64 часа. Однако это только начало обучения на протяжении всей жизни, которое необходимо, чтобы идти в ногу с быстро меняющейся цифровой экономикой.

Непрерывное обучение особенно важно для тех, кто делает карьеру в быстро меняющихся областях технологий и науки о данных. В этих дисциплинах средний период полураспада навыка или количество лет, которое требуется для того, чтобы навык достиг половины своей стоимости на рынке труда, примерно на семь лет короче, чем период полураспада навыка в других областях. Эти тенденции требуют сделать повышение квалификации более регулярной частью современной трудовой жизни.

Ситуация с навыками в Европе 

С точки зрения навыков Европа вступает в период экономического подъема в позиции силы. Девять из десяти ведущих стран, входящих в рейтинг этого года, находятся в Европе. Эти результаты обусловлены особенно высокими баллами в области технологий и обработки данных по сравнению с другими регионами. 31 из 35 стран региона входят в первую половину глобального списка по технологиям, а 32 из 35 — по навыкам в области науки о данных. Тем не менее, Европа сталкивается с нехваткой навыков у ключевых кадров цифровой экономики по сравнению с другими регионами. Более 70% предприятий в регионе заявляют, что нехватка персонала с адекватными цифровыми навыками является препятствием для инвестиций. 

Северная и Западная Европа являются мировыми лидерами в области науки о данных. Восемь из десяти стран, занимающих ведущие позиции в мире в области науки о данных, находятся в этом регионе. Согласно прогнозам, к 2025 году стоимость экономики данных в 27 странах ЕС вырастет до более 550 миллиардов евро, что составляет 4% от общего ВВП ЕС.

Регион является мировым лидером в области машинного обучения. Ряд стран выделяются в мире одним или двумя навыками, несмотря на общее отставание по сравнению с европейскими аналогами. Азербайджан демонстрирует сильные стороны в области анализа данных и математики; Армения и Румыния преуспевают в математике; Словакия, Литва и Сербия преуспели в машинном обучении и ряде дополнительных навыков в области науки о данных.

Показатели Беларуси

Беларусь упоминается в отчете как страна, которая занимает 12 место в глобальном списке по навыкам в сфере бизнеса, технологий и науки о данных.

Беларусь, Финляндия, Сербия, Болгария и Италия вошли в пятерку лучших в сфере облачных вычислений. Также на ряду с Россией, Украиной, Эстонией и Литвой Беларусь является лидером в сфере управления персоналом — эти страны продолжают оставаться основными направлениями HR-аутсорсинга.

Показатели уровня навыков в Беларуси в разных сферах: 

Бухгалтерия — 8%

Коммуникация — 96%

Предпринимательство — 25%

Финансы — 50%

HR — 99%

Лидерство и менеджмент — 22%

Маркетинг — 31%

Продажи — 23%

Стратегия и операции — 52%

Показатели уровня навыков в Беларуси в сфере технологий: 

Облачные вычисления — 88%

Компьютерная сеть — 33%

Компьютерное программирование — 98%

Базы данных — 60%

Мобильная разработка — 97%

Операционные системы — 85%

Инженерия безопасности — 11%

Программная инженерия — 91%

Теоретическая информатика — 94%

Веб-разработка — 97%

Показатели уровня навыков в сфере науки о данных: 

Анализ данных — 3%

Управление данными — 94%

Визуализация данных — 45%

Машинное обучение — 70%

Математика — 94%

Вероятность и статистика — 56%

Статистическое программирование — 99%

Global Skills Report доступен по запросу.

Оцените статью
Digital Skills Coalition Belarus