Результаты исследования «Аспекты Управления интернетом». Полная версия

Аспекты Управления Интернетом Новости

Летом прошло исследование «Аспекты Управления Интернетом», которым занималась Digital skills coalition. Через интернет было опрошено более 1000 человек, презентация результатов прошла 2 сентября 2022 года.

Кто должен управлять интернетом?

Управление Интернетом ( Internet Governance ) представляет собой разработку и применение правительствами, частным сектором и гражданским обществом, при выполнении ими своей соответствующей роли, общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение Интернета Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества инициативе ООН и прошла в два этапа: в Женеве в 2003 году и в Тунисе в 2005 году.

Заниматься управлением интернетом в Беларуси, по мнению граждан, должны все заинтересованные стороны (55%). Часть опрошенных видит в качестве координатора правительство и госорганы (19%), юристов (18%), общественные и международные организации (по 16%). Меньшинство отдало бы эти функции бизнесу или оппозиции, либо вообще не считает управление интернетом первоочередной задачей.

Среди международных организаций, которые работают в области интернет-управления, опрошенные в основном знают Internet Society (ISOC)  – 21%, дальше по убыванию степени известности идут ICANN, IGF, ITU, WSIS. Но большинству опрошенных не известно ни одной подобной организации (60%).

При этом большинство опрошенных (87%) считают, что неограниченный доступ к Интернету и социальным сетям помогает людям быть более информированными и активными гражданами и должен быть защищен. Только 13% респондентов думают, что  информация, распространяемая в Интернете и социальных сетях, разделяет страну, поэтому доступ к ней должен регулироваться правительством.

Зачем беларусам интернет?

Что беларусам важно при использовании интернета? Прежде всего – защита персональных данных (очень важна для 80% опрошенных) и устойчивость интернета (очень важна для 75% опрошенных). Интересно, что примерно для 24% опрошенных свобода выражения мнения онлайн неважна, не очень важна или они об этом не задумывались.

Запреты и нормы, регулирующие свободу слова в интернете, в основном принимаются опрошенными как норма. 50% опрошенных считают, что доступ к информации в соответствии с авторским правом – это так, как и должно быть. Такого же мнения 42% опрошенных по поводу законодательного запрета на публичное раскрытие информации о частной жизни конкретных людей. 36% так же относятся к законодательному запрету высказываний, разжигающих ненависть к отдельным категориям людей, при этом 38% опрошенных считают, что он должен зависеть от ситуации.

Зачем беларусы используют интернет? Прежде всего – для быстрого поиска информации (65%), заработка (54%) и покупок (52%). Следом по приоритетности идут такие пункты как доступ к информации по всему миру (49%), обмен знаниями (40%), использование интернета как площадки для высказывание своего мнения (11%) и другие.  

Интересно изменение приоритетов пользователей в зависимости от возраста и пола. В целом чем старше люди, тем менее важна для них творческая самореализация: в 18-24 года её отмечают 25% опрошенных, в 54 года и более – лишь 6%. В обратном направлении изменяется потребность в быстром поиске информации – он важен от 53% до 76% опрошенных в зависимости от возраста.

Что касается пола, то быстрый поиск информации в приоритете у мужчин больше, чем у женщин (69% и 62%), так же, как и обмен знаниями (43% и 37%) и зарабатывание денег (59% и 50%). Для женщин важнее, чем для мужчин, общение с интересными людьми (28% и 21%), а также творческая самореализация (19% и 11%).

При утечках информации пользователи обратились бы к друзьям и иногда – в ОАЦ

Пользуясь соцсетями, мессенджерами, оплачивая услуги в интернете, пользователи оставляют большое количество персональной информации – и это беспокоит 43% опрошенных. 38% не считают это важной проблемой, ещё 13% никогда не задумывались об этом и 6% не видит никакой опасности.

Наибольшую угрозу, связанную с возможным злоупотреблением персональной информацией, пользователи чувствуют: заходя на сайт, который требует регистрации (42%) или при покупке товаров и услуг (38%). Наименьшую – при использовании почтовых сервисов (13%). Угрозу при использовании соцсетей чувствуют 36% опрошенных, столько же – при использовании интернет-банкинга и оплате банковскими картами онлайн.

При этом, обнаружив утечку, пользователи в целом редко сообщают о ней. В подобной ситуации 39% опрошенных обратились бы к знакомым специалистам и 31% – в компьютерные сервисы, 25% – в специальные подразделения.  Есть также те, кто обратился бы к правозащитным организациям (19%) или к друзьям (17%). Ещё 11% обратились бы в Оперативно-аналитический центр, и 15% затруднились ответить.

Rомпьютерным сервисам женщины отдают предпочтение чаще, чем мужчины (39% против 25%). При этом мужчины чаще отдают предпочтение МВД (30% против 21% среди женщин).

Чем моложе пользователи, тем чаще они обращаются к друзьям (23% в возрасте 18-24 года и 10% в возрасте 54 года и старше). И чем старше – чем чаще идут к знакомым специалистам (30% в возрасте 18-24 года и 49% в возрасте 54 года и старше).

Наименее популярный цифровой навык – создавать контент онлайн

Самые распространённые цифровые навыки в Беларуси, по мнению респондентов – это умение быстро находить нужную информацию, причём оно более важно для мужчин (62%), чем для женщин (54%).

На втором месте умение обеспечивать безопасность и защиту персональных данных и информации (50% мужчин и 48% женщин). Наименее популярный цифровой навык среди перечисленных – умение создавать контент онлайн (25% у мужчин и 29% у женщин).

С возрастом пользователи всё чаще хотят быстро находить нужную информацию: это важно для 48% опрошенных в возрасте 18-24 года и для 64% пользователей возраста 54 лет и старше. Потребность создавать контент онлайн уменьшается с 32% в возрасте 18-24 лет до 19% в возрасте 54 года и старше. Значимость умения критически оценивать качество информации, предоставляемой онлайновыми ресурсами, варьируется от 36% в 18-24 года до максимум 44% в возрасте 45-54 лет.

Как пользователи оценивают свой уровень осведомлённости в сфере защиты персональных данных? Большинство как средний (58% мужчин и 52% женщин) или как низкий (23% мужчин и 27% женщин). Нулевым свой уровень считают немногие (3% мужчин и 4% женщин), высоким – по 10% респондентов каждого пола.

Что касается возраста, то свой уровень осведомлённости оценивают как высокий 17% респондентов 18-24 лет и лишь 4% респондентов 54 лет и старше. Как низкий – 15% респондентов 18-24 лет и 29% респондентов 54 лет и старше.

Потребность в получении дополнительных знаний и компетенций, связанных с защитой персональных данных, имеет большинство респондентов – 62% мужчин и 61% женщин. Причём эта потребность растёт с возрастом: 48% среди людей 18-24 лет и 70% среди тех, кому 54 года и больше. 21% опрошенных такой потребности не испытывает.

Кто участвовал в исследовании?

Опрос прошёл в июле-августе 2022 года, и в нём приняло участие 1002 человека 18-74 лет, проживающих в Беларуси. Самая многочисленная группа респондентов (29%) относится к возрасту 25-34 лет, самая малочисленная – 55-74 года. У большинства (45%) есть высшее образование.

 Результаты исследования в pdf

Оцените статью
Digital Skills Coalition Belarus