Проект Women in Tech провел исследование «Беларуски на пути в IT: мифы, страхи, препятствия», цель которого выяснить, почему в беларусском IT так мало женщин. 95% из них сталкивались со стереотипами о женских способностях, что и помешало им реализоваться в IT-сфере. Пишет организация «Іншыя».
Проект Women in Tech был запущен в августе текущего года для поддержки женщин в IT и во многом – как реакция на очевидный гендерный дисбаланс в индустрии. Уже на старте проекта было запущено исследование, главной задачей которого было выяснить, почему женщины, проявляющие интерес к техническим дисциплинам, не решаются открыть для себя эту сферу. Это первый этап большого исследования, осуществленного Мариной Ментусовой в рамках программы Women in Tech и гендерной магистратуры ЕГУ.
Исследование проводилось в формате онлайн-опроса. В нем приняли участие 233 беларуски. Средний возраст респонденток – 25-45 лет, большинство выросли в крупных городах и в столицах.
Мальчики-технари, девочки-гуманитарии
95% опрошенных сталкивались с предубеждениями и сомнениями относительно когнитивных способностей женщин, 75% респонденток убеждены, что эти стереотипы мешают женщинам становиться программистами и инженерами. Стереотипы о женских (не)способностях зарождаются уже в школьной среде и переходят в университетскую.
Альмира Усманова, профессорка и директорка магистерской программы Центра гендерных исследований ЕГУ, отмечает:
«Эти цифры, на мой взгляд, являются красноречивым ответом на критику со стороны тех, кто полагает, что проблемы гендерного неравенства в нашем обществе не актуальны, а женщины “сами виноваты” в том, что не имеют достаточной мотивации к развитию своей карьеры в IT, а для нас, как гендерных исследовательниц, это важный аргумент в пользу необходимости создавать возможности для профессиональной самореализации женщин в технических областях (проект Women in Tech) и стимул для дальнейших исследований, нацеленных на поиск путей и способов решения этих проблем».
Главные препятствия для женщин на пути к карьере
- Общественные стереотипы о женщинах мешают им становиться программистами и инженерами, 95% респонденток сталкивались с предубеждениями о женских способностях. Наиболее распространенные стереотипы, с которыми встречались участницы опроса: «Мальчики-технари, девочки-гуманитарии» (57%), «Девочки всё равно замуж выйдут» (56%), «Для этого нужен мужской склад ума» (38%), «Математика/информатика/физика не для девочек» (37%), «Не женского ума дело» (35%).
- Из-за стереотипов женщины меньше верят в себя, реже пробуют что-то новое. 45% опрошенных заявили, что неуверенность в себе мешает им пойти учиться по IT-специальности прямо сейчас. На вопрос, какие барьеры женщины видят для себя в выборе IT-специальности, 74% респонденток ответили, что им мешает высокая конкуренция в среде, а 18% назвали сферу IT “агрессивной”.
- Высокая стоимость обучения и эйджизм – самые частые барьеры в развитии женской карьеры. Участницы исследования писали: «боюсь, что поздно начинать, мне 33», «не уверена, что буду востребована на рынке труда в 40». 55% девушек имеют материальные трудности и не могут позволить себе оплату обучения.
- Женщины боятся, что им придется столкнуться с выбором между работой и семьей/материнством при построении карьеры в IT.
Профессорка, директорка магистерской программы Центра Гендерных Исследований ЕГУ Альмира Усманова считает:
Еще на этапе планирования и разработки такого сложного, амбициозного и социально значимого проекта как Women in Tech, мы с коллегами были уверены в том, что для его успешной реализации нам необходимо развивать собственную исследовательскую программу, которая позволила бы не только выявить существующие проблемы гендерного дисбаланса в беларусской IT сфере, но также проанализировать его причины, которые включают в себя целый кластер взаимосвязанных факторов, и без гендерной оптики тут никак не обойтись.
Основные вопросы, на которых было сфокусировано исследование: Что именно способствует тому факту, что подавляющее большинство студентов IT-курсов, а далее и специалистов IT-сферы из Беларуси – мужчины? Существующее образование действительно не инклюзивно для женщин, или это роль гендерных стереотипов и самовнушения? Что думают беларуски, которые готовы пройти обучение в IT о сфере в целом и роли женщин в ней? Существует ли реальная необходимость создания специальных программ, способствующих продвижению женщин в STEM?
Комментарий Марины Ментусовой, авторки исследования
Стереотипы делают женщин буквально беднее. Ведь если работодатель думает, что женщина будет хуже справляться с работой – он соответственно считает справедливым платить ей за работу меньшие деньги, если работодатель верит стереотипам о женском и мужском предназначении, то считает разумным платить мужчине больше, ведь ему нужно «содержать семью». Если женщины думают, что они справляются с техническими работами хуже, чем мужчины, то не требуют равную оплату, соглашаясь в среднем на 30% меньшую зарплату, чем мужчины. Что делает женщин гораздо беднее мужчин практически во всех сферах деятельности. Именно отсутствие средств на обучение является одной из главных причин, почему женщины, которые хотят вопреки всем стереотипам попробовать свои силы в технических дисциплинах, не проходят соответствующее обучение.
Исследование Women in Tech показывает, что, хотя формально в индустрии уже нет искусственных ограничений для женщин при найме на работу и в карьерном движении, тем не менее, заложенные еще в детстве и закрепленные в обществе стереотипы о женских когнитивных способностях и возможностях развития не во всех профессиональных областях, приводят к неуверенности и боязни женщин перед техническими специальностями. Преодолеть стереотипы и предубежденности, по мнению участниц исследования, можно с помощью менторских и стипендиальных программ, образовательных возможностей исключительно для женщин, а также с помощью бОльшего проявления в публичной среде женских историй успеха в IT, которые будут развивать внутренние страхи и вдохновлять на действия.
С одной стороны, кому-то может показаться, что проблемы никакой нет, ведь юридически у женщин Беларуси уже давно нет никаких ограничений в образовании и карьере, однако по факту существует множество невидимых барьеров, которые серьёзно ограничивают потенциал девочек и женщин. Вопрос образовательного неравенства особенно тревожит меня в технических дисциплинах – едва ли не самых перспективных и высокооплачиваемых сферах, где изначально работало много женщин, но со временем их позиции заняли мужчины. Хотя, законодательство Беларуси оберегает базовое право человека на качественное образование конституцией, в действительности мы постоянно встречаемся с дискриминацией по половому признаку. Начиная со школьной скамьи девочек готовят к традиционным женским ролям: в лучшем случае их подталкивают к выбору гуманитарных, традиционно-женских профессий, в худшем – указывают на интеллектуальное превосходство мужчин и намекают на мифическое «женское предназначение» охранять семейный очаг и рожать детей. Эти на первый взгляд безобидные фразы и шутки оказывают серьёзное влияние на уверенность в себе и будущее многих девочек, ведь они закладывают в подсознание установку, что ты хуже, слабее, глупее, чем мальчики.