ГУБОПиК начал использовать инструменты для восстановления данных, которые были когда-то удалены. Это позволяет восстановить удаленные фото, данные приложений (к примеру, удаленные чаты в телеграме или переписки). Лёгкий, но не самый бюджетный способ избежать этого – завести второй телефон, к которому силовики не смогут получить доступ.
Удаление информации не гарантирует её приватность. ГУБОПиК в Беларуси использует инструменты восстановления данных для того, чтобы получить информацию, которую пользователь пытается скрыть – с кем он общался в телеграме, в каких чатах состоял, с кем и где был и так далее.
Это возможно при доступе к устройству, а именно – к данным приложения, которые мессенджер хранил локально на мобильном телефоне. Они могут включать коммуникацию годичной и более давности, в том числе информацию из удалённых групп (фото, видео, переписку). Кэш телеграма может составлять десятки гигабайт.
Чтобы данные невозможно было восстановить, можно:
- не использовать установленные приложения на устройстве, а только при подключении в браузере;
- сбросить настройки устройства до заводских;
- удалить данные и перезаписать новую информацию на всё свободное пространство, а потом удалить.
Но всё равно остаётся риск того, что почищено будет не всё.
Кроме того, есть ещё один риск, связанный с телеграмом, и это синхронизация контактов. Если при установке приложения пользователь не снял необходимую галочку, то все контакты из адресной книги телефона попадут в мессенджер и потом могут быть синхронизированы с другими учетными записями в приложениях.
Чтобы получить информацию, сотрудники ГУПОПиК следуют своему отработанному алгоритму:
- изымают устройство у человека, который, по их мнению, совершил правонарушение;
- выкачивают адресную книгу и добавляют её содержимое в свою базу, которая позволяет определить круги общения пользователя;
- идентифицируют ранее неизвестные номера и аккаунты в телеграме (если данные профиля были скрыты для всех, кроме друзей);
- в случае телеграм – выкачивают и сравнивают ID пользователей.
Избежать серьёзных репрессий помогут информационная гигиена, а также наличие двух устройств:
- Первое – публичное.
Его можно предъявить в случае интереса силовиков. На нём хранить разрешённый контент и пользоваться соцсетями от своего имени.
- Второе – тайное.
На нём можно читать независимые новости и экстремистские каналы информации, общаться от лица вымышленной виртуальной личности. Аккаунты на таком устройстве стоит привязывать к отдельной электронной почте и небеларусскому номеру телефона.