Международный день доступа к информации

Новости

Международный день доступа к информации / #AccessToInfoDay / #RightToKnow , который прошел путь от мероприятия, учрежденного небольшой группой активистов гражданского общества со всего мира в Софии, Болгария, 28 сентября 2002 г., до дня ООН и ЮНЕСКО, который также отмечают официальные органы по всему миру.


С момента провозглашения Международного дня доступа к информации международные суды по правам человека и межправительственные организации, а также договоры Европейского Союза и многие национальные конституции признали фундаментальное право на доступ к информации.

В Беларуси Доступность информации по всему миру занял 4ое место в возможностях, которые предоставляет интернет.

Вот некоторые приоритетные действия правительств по всей Европе, чтобы гарантировать, что это право хорошо соблюдается:

• Более строгий доступ к законам о доступе к информации и лучшая реализация: в европейском регионе есть страны с давними традициями прозрачности, в частности, страны Северной Европы, возглавляемые Швецией с ее законом 1766 года, в отличие от гораздо более молодых законов – Люксембурга в 2018 году и Андорры всего лишь в 2021 году. Существует необходимость в сочетании законодательной реформы – по крайней мере, приведения законов в соответствие с минимальными стандартами Тромсёской конвенции Совета Европы – с укреплением культуры прозрачности и более эффективной их реализацией на практике.

• Лучший баланс между конфиденциальностью и защитой данных. В Европе существует проблема – на национальном уровне и на уровне ЕС – защита данных стала серьезным оправданием для непредоставления информации, даже когда речь идет об относительно высокопоставленных государственных чиновниках, выполняющих государственные функции за государственные средства. В результате зачастую трудно добиться полной прозрачности принятия решений, что ограничивает подотчетность. Эту ситуацию необходимо изменить, посредством правовой реформы, где это необходимо, но, в большей степени, путем обеспечения лучшего баланса между правом на информацию и правом на защиту данных.

• Открытые данные для борьбы с коррупцией и защиты окружающей среды: Исследования открытых данных показывают, что доступно слишком мало данных, касающихся насущных проблем, касающихся коррупции и окружающей среды. Данные о государственных расходах, закупках, а также лоббировании и собственности компаний должны собираться и быть открытыми. Между тем, правительства либо не собирают, либо не публикуют ключевую экологическую информацию, такую как уязвимость страны к изменению климата. Таким данным следует уделять приоритетное внимание открытости посредством активной публикации.

• Прозрачность для надежных технологий. Учитывая быстрый рост использования алгоритмов и искусственного интеллекта государственными органами для принятия решений, существует острая необходимость обеспечить прозрачность входных и выходных данных (должным образом анонимизированных, где это уместно), а также проведение оценок воздействия и предубеждения (например, гендерные или расовые предубеждения), которые также обнародуются. Положительным моментом Access Info отметила важность прозрачности в современных демократических странах и рост глобального сообщества участников, таких как многостороннее партнерство «Открытое правительство», которое объединяет 75 правительств, местных органов власти и организаций гражданского общества, которые все работают. для повышения прозрачности и подотчетности.

Оцените статью
Digital Skills Coalition Belarus