Летом прошло исследование «Аспекты Управления Интернетом», которым занималась Digital skills coalition. Через интернет было опрошено более 1000 человек, презентация результатов прошла 2 сентября 2022 года.
Кто должен управлять интернетом?
Управление Интернетом ( Internet Governance ) представляет собой разработку и применение правительствами, частным сектором и гражданским обществом, при выполнении ими своей соответствующей роли, общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение Интернета Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества инициативе ООН и прошла в два этапа: в Женеве в 2003 году и в Тунисе в 2005 году.
Заниматься управлением интернетом в Беларуси, по мнению граждан, должны все заинтересованные стороны (55%). Часть опрошенных видит в качестве координатора правительство и госорганы (19%), юристов (18%), общественные и международные организации (по 16%). Меньшинство отдало бы эти функции бизнесу или оппозиции, либо вообще не считает управление интернетом первоочередной задачей.
Среди международных организаций, которые работают в области интернет-управления, опрошенные в основном знают Internet Society (ISOC) – 21%, дальше по убыванию степени известности идут ICANN, IGF, ITU, WSIS. Но большинству опрошенных не известно ни одной подобной организации (60%).
При этом большинство опрошенных (87%) считают, что неограниченный доступ к Интернету и социальным сетям помогает людям быть более информированными и активными гражданами и должен быть защищен. Только 13% респондентов думают, что информация, распространяемая в Интернете и социальных сетях, разделяет страну, поэтому доступ к ней должен регулироваться правительством.
Зачем беларусам интернет?
Что беларусам важно при использовании интернета? Прежде всего – защита персональных данных (очень важна для 80% опрошенных) и устойчивость интернета (очень важна для 75% опрошенных). Интересно, что примерно для 24% опрошенных свобода выражения мнения онлайн неважна, не очень важна или они об этом не задумывались.
Запреты и нормы, регулирующие свободу слова в интернете, в основном принимаются опрошенными как норма. 50% опрошенных считают, что доступ к информации в соответствии с авторским правом – это так, как и должно быть. Такого же мнения 42% опрошенных по поводу законодательного запрета на публичное раскрытие информации о частной жизни конкретных людей. 36% так же относятся к законодательному запрету высказываний, разжигающих ненависть к отдельным категориям людей, при этом 38% опрошенных считают, что он должен зависеть от ситуации.
Зачем беларусы используют интернет? Прежде всего – для быстрого поиска информации (65%), заработка (54%) и покупок (52%). Следом по приоритетности идут такие пункты как доступ к информации по всему миру (49%), обмен знаниями (40%), использование интернета как площадки для высказывание своего мнения (11%) и другие.
Интересно изменение приоритетов пользователей в зависимости от возраста и пола. В целом чем старше люди, тем менее важна для них творческая самореализация: в 18-24 года её отмечают 25% опрошенных, в 54 года и более – лишь 6%. В обратном направлении изменяется потребность в быстром поиске информации – он важен от 53% до 76% опрошенных в зависимости от возраста.
Что касается пола, то быстрый поиск информации в приоритете у мужчин больше, чем у женщин (69% и 62%), так же, как и обмен знаниями (43% и 37%) и зарабатывание денег (59% и 50%). Для женщин важнее, чем для мужчин, общение с интересными людьми (28% и 21%), а также творческая самореализация (19% и 11%).
При утечках информации пользователи обратились бы к друзьям и иногда – в ОАЦ
Пользуясь соцсетями, мессенджерами, оплачивая услуги в интернете, пользователи оставляют большое количество персональной информации – и это беспокоит 43% опрошенных. 38% не считают это важной проблемой, ещё 13% никогда не задумывались об этом и 6% не видит никакой опасности.
Наибольшую угрозу, связанную с возможным злоупотреблением персональной информацией, пользователи чувствуют: заходя на сайт, который требует регистрации (42%) или при покупке товаров и услуг (38%). Наименьшую – при использовании почтовых сервисов (13%). Угрозу при использовании соцсетей чувствуют 36% опрошенных, столько же – при использовании интернет-банкинга и оплате банковскими картами онлайн.
При этом, обнаружив утечку, пользователи в целом редко сообщают о ней. В подобной ситуации 39% опрошенных обратились бы к знакомым специалистам и 31% – в компьютерные сервисы, 25% – в специальные подразделения. Есть также те, кто обратился бы к правозащитным организациям (19%) или к друзьям (17%). Ещё 11% обратились бы в Оперативно-аналитический центр, и 15% затруднились ответить.
Rомпьютерным сервисам женщины отдают предпочтение чаще, чем мужчины (39% против 25%). При этом мужчины чаще отдают предпочтение МВД (30% против 21% среди женщин).
Чем моложе пользователи, тем чаще они обращаются к друзьям (23% в возрасте 18-24 года и 10% в возрасте 54 года и старше). И чем старше – чем чаще идут к знакомым специалистам (30% в возрасте 18-24 года и 49% в возрасте 54 года и старше).
Наименее популярный цифровой навык – создавать контент онлайн
Самые распространённые цифровые навыки в Беларуси, по мнению респондентов – это умение быстро находить нужную информацию, причём оно более важно для мужчин (62%), чем для женщин (54%).
На втором месте умение обеспечивать безопасность и защиту персональных данных и информации (50% мужчин и 48% женщин). Наименее популярный цифровой навык среди перечисленных – умение создавать контент онлайн (25% у мужчин и 29% у женщин).
С возрастом пользователи всё чаще хотят быстро находить нужную информацию: это важно для 48% опрошенных в возрасте 18-24 года и для 64% пользователей возраста 54 лет и старше. Потребность создавать контент онлайн уменьшается с 32% в возрасте 18-24 лет до 19% в возрасте 54 года и старше. Значимость умения критически оценивать качество информации, предоставляемой онлайновыми ресурсами, варьируется от 36% в 18-24 года до максимум 44% в возрасте 45-54 лет.
Как пользователи оценивают свой уровень осведомлённости в сфере защиты персональных данных? Большинство как средний (58% мужчин и 52% женщин) или как низкий (23% мужчин и 27% женщин). Нулевым свой уровень считают немногие (3% мужчин и 4% женщин), высоким – по 10% респондентов каждого пола.
Что касается возраста, то свой уровень осведомлённости оценивают как высокий 17% респондентов 18-24 лет и лишь 4% респондентов 54 лет и старше. Как низкий – 15% респондентов 18-24 лет и 29% респондентов 54 лет и старше.
Потребность в получении дополнительных знаний и компетенций, связанных с защитой персональных данных, имеет большинство респондентов – 62% мужчин и 61% женщин. Причём эта потребность растёт с возрастом: 48% среди людей 18-24 лет и 70% среди тех, кому 54 года и больше. 21% опрошенных такой потребности не испытывает.
Кто участвовал в исследовании?
Опрос прошёл в июле-августе 2022 года, и в нём приняло участие 1002 человека 18-74 лет, проживающих в Беларуси. Самая многочисленная группа респондентов (29%) относится к возрасту 25-34 лет, самая малочисленная – 55-74 года. У большинства (45%) есть высшее образование.