Списки экстремистов у властей Беларуси огромны и включают несколько тысяч пунктов, пишет Dron.Media
Что такое экстремизм?
Согласно определению Совета Европы, политическая деятельность, которая отрицает парламентскую демократию, продвигает нетерпимость, ксенофобию, антисемитизм и ультранационализм.
Согласно законодательству Беларуси, это любые действия, при которых люди пытаются изменить территорию страны, посягают на независимость или общественную безопасность. В законе описано 18 форм экстремизма, среди которых в том числе оскорбление властей или выставление страны в невыгодном свете (дискредитация). Но о ксенофобии, например, речь не идет.
Экстремисты — это опасно?
Считается, что да, но главный вопрос в том, что это за опасность и для кого. Если судить по определению из Закона Беларуси “О противодействии экстремизму”, то речь прежде всего об опасности для власти и лишь отчасти — для общества.
Стать “опасным” в категориях беларусских властей все проще, потому что экстремизм — весьма политизированная категория. Власти в Беларуси признали экстремистскими огромное количество медиа, чатов локальных городских сообществ, а также, например, социальные сети советника президента Украины Алексея Арестовича.
Существуют списки экстремистских материалов, экстремистских организаций и людей-экстремистов (с фамилиями и именами). Все списки можно найти на сайте Министерства внутренних дел. Они доступны только с территории Беларуси (с беларусским IP).
Экстремисты — это только политические противники Лукашенко?
Нет. Объясним на примерах из списка экстремистских материалов, которые появились до 2020 года. Список начинается с записи 2008 года о CD-R-диске “Урок Беларускае мовы” (“Урок беларусского языка”). Туда также входят книги, диски, фильмы, символика разного рода, а также есть и интригующие пункты наподобие чайного сервиза или “нагрудный знак (брошь) серого цвета”.
Там же есть книги с названиями, отсылающими к религии, от мусульманства и христианства до язычества, страницы анархистов. Есть сайты и печатные издания про то, что Холокоста не было, а также книга Гитлера.
Когда появились списки неугодных?
Самый крупный — список материалов, где уже не одна тысяча пунктов. Он заметно вырос с 2020 года, когда в Беларуси случились массовые протесты.
На 19 августа 2022 года в списке было 403 страницы и 1 868 пунктов, в некоторых по несколько наименований. Политические и относящиеся к репрессиям 2020–2022 годов записи начинаются примерно с 485-го пункта. Таким образом, до протестов в список в среднем добавлялось по 40 пунктов в год. Если бы он рос дальше с той же скоростью, то сегодняшнего размера достиг бы только к 2066 году.
Список материалов появился в публичном доступе примерно шесть лет назад, список организаций — только год назад. Первая запись датирована 2021 годом, всего там 82 пункта на 41 странице (на 23 августа 2022 года).
Индивидуальный список экстремистов на 23 августа 2022 года включает 464 человека на 63 страницах. Все записи датированы весной и летом 2022 года. Большинство из них в тюрьме, некоторые вышли и небольшое количество — на принудительном психиатрическом лечении.
Зачем власти в Беларуси это делают?
Признание чего-либо экстремистскими материалами — повод для уничтожения, гласит Закон “О противодействии экстремизму” в Беларуси.
Распространение и целый ряд других действий с экстремистскими материалами карается, согласно Административному кодексу, штрафами, иногда конфискацией “орудий правонарушения”. Создание экстремистского формирования и участие в нем караются, согласно Уголовному кодексу, сроками до 10 лет. Плюс часто к этим статьям добавляются и другие. Например, разжигание вражды, за которое дают не меньше.
Кстати, если человек уехал за границу и наказать за экстремизм его никак нельзя, то власти предлагают лишать гражданства.
Это все выглядит плохо. Дальше некуда?
Есть куда: на самом деле существует еще один список — список КГБ, в котором на 23 августа находится 399 террористических организаций и 890 отдельных людей. Список появился в 2011 году.
Сейчас, наряду с организациями из списка Совета безопасности ООН, в него входят организации, выступающие против власти Лукашенко, а также его политические оппоненты, включая Светлану Тихановскую.